Сайт переехал на новый адрес:

http://www.garschool.ru/

Муниципальное Образовательное Бюджетное Учреждение

«Гарболовская средняя общеобразовательная школа»

 Всеволожский район Ленинградская область

Наш девиз: Знанием умножим славу и процветание Родины

garschool.wmsite.ru

Архив документов · Форум · Книга отзывов · Раздел пользователя · Задать вопрос · Карта сайта

         

 

Updated 20.03.2011   

Новости


17.03.11 

21.02.11 

21.02.11 

21.02.11 

24.06.10 

29.04.10 

 

Форум

 

 

☼ Прогноз погоды

Аспекты урока

 

I. Образовательный аспект урока

  • Целеполагание:
    • Поэтапное целеполагание;
    • Установка учащихся на слушание.
    • Многократное обращение к теме урока.
  • Активизация знаний:
    • Фронтальная.
    • Групповая.
    • Устная.
    • Письменная.
  • Разноуровневая дифференциация:
    • Внесение в изложение содержания задач различной степени сложности;
    • Наличие заданий разной степени трудности.
    • Индивидуализация обучения.
  • Обеспечение систематизации знаний:
    • Разумное соотношение «старого» и «нового» материала.
    • Опора на изученный материал.
    • Перспективы урока.
  • Специальные умения и навыки:
    • Максимально возможная образовательная отдача от каждого задания.
    • Наличие специальных знаний и умений.
  • Результативность урока:
    • Обеспечение контроля со стороны учителя.
    • Обученность учащихся (устные ответы, работа в тетради).
    • Достижение целей на каждом этапе урока.
    • Вовлечение учащихся в рецензирование ответов.
    • Рецензирование ответов учителем.
  • Соблюдение норм оценки знаний, умений, навыков.
  • Определенная степень самостоятельности учеников при выполнении заданий.
  • Усвоение содержания программ:
    • На уровне восприятия, осмысления и запоминания.
    • На уровне применения знаний по образцу.
    • На уровне применения знаний в новой ситуации.
  •  Наличие поисковых задач:
    • Доступность поиска программного содержания.
    • Актуальность способа действия, которым ученик овладевает.
    • Постановка проблемы.
    • Раскрытие проблемы путем доказательного решения.
  •  Ознакомление учащихся с доступными им методами науки (научность содержания урока).
  •  Целостность урока:
    • Внутренняя взаимосвязь частей.
    • Единая логика развертывания деятельности учителя и ученика.
    • Четкость структуры урока.
    • Соответствие структуры урока дидактическим целям.
  •  Методический модуль:
    • Разнообразие приемов и методов обучения.
    • Челесообразность приемов.
    • Разнообразие видов учебной деятельности.
    • Сочетание индивидуальной, фронтальной и групповой форм работы.
    • Использование дидактического и раздаточного материала, ТСО;
    • Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствие шаблона);
    • Рациональные формы обратной связи ученик-учитель.
  •  Установка на домашнее задание:
    • Оптимальный объем.
    • Доступность инструктажа.
    • Актуальность.

 

II. Психологический аспект урока

1. Развитие познавательной сферы учащихся:

  • Развитие психических процессов:
    • Внимания (устойчивость, концентрация).
    • Воображения.
    • Памяти (различные виды).
    • Мышления (самостоятельность, логичность, обобщенность).
  • Преобладание нагрузки на мышление над нагрузкой на память учащихся.
  • Побуждение к активному усвоению знаний.
  • Развитие познавательных интересов.
  • Удовлетворение любознательности учащихся.

2. Развитие мотивационно-потребностной сферы учащихся:

1. Развитие навыков рефлексии.

2. Выработка умений целеполагания и планирования деятельности.

3. Создание ситуаций поощрения за успешность работы

4. Умение учителя показать учащимся радость и ценность нового знания.

5. Стимулирование у учащихся самостоятельности.

6. Формирование у учащихся ответственности за свою деятельность.

3. Оценка морально-психологического климата на уроке:

1. Создание ситуации успеха.

2. Создание оптимистического настроения в процессе деятельности учащихся.

3. Внимание к настроению учащихся.

4. Мажорный тон урока.

5. Наличие атмосферы психологического комфорта.

6. Обеспечение ребенку возможности свободного проявления эмоций.

7. Психологическая поддержка каждому ребенку со стороны одноклассников и учителя в случае затруднения.

8. Использование приемов воспитания у ребенка уверенности в своих возможностях.

9. Эмоционально-положительное восприятие учения.

10. Объективная оценка результатов деятельности уч-ся и отношения к ней.

4. Коммуникативное развитие учащихся:

1. Использование приемов формирования умений работать в рамках диалога, слушать собеседника, договариваться с ним, убеждать его.

2. Умение учителя организовать на уроке общение с учащимися и общение учащихся друг с другом.

3. Привитие культуры поведения в споре, уважения к точке зрения другого человека.

4. Стимулирование учащихся к активному выражению собственного мнения, формирование умений доказывать его.

5. Развитие познавательной сферы учащихся:

1. Предоставление учащимся свободы выбора и возможность творчества.

2. Создание условий для проявления способностей учащихся.

3. Самореализация личности учащихся.

4. Реализация на уроке права учащихся на творчество и на ошибку.

 

III. Социальный аспект урока

  • Межпредметные связи.
  • Формирование общеучебных навыков.
  • Элементы самообразования (формирование умения учиться).
  • Навыки личностного общения для успешной социальной адаптации.
  • Ораторское мастерство ученика и учителя:
    • Умение строить монологическую речь.
    • Умение держать себя авторитетно.
    • Выбор соответствующего тона, темпа, интонации.
    • Умение пользоваться невербальными средствами общения (поза, мимика, жесты).
    • Культура речи.
  • Связь теории с практикой.
  • Привитие культуры умственного труда, обучает ли:
  • Ставить цель и планировать работу, распределять работу по времени.
  • Задавать вопросы.
  • Отбирать из суммы фактов главное, основное.
  • Видеть пределы своих познаний.
  • Разумное соотношение на уроке обучения и развития.
  • Осознание процесса обучения (формирование не только знания, но и осознанного их принятия).
  •  Наличие логических связей в структуре урока (от общего к частному; от абстрактного к конкретному; от трудного к легкому; от незнакомого к знакомому).
  •  Характер проявления инициативности учащихся.
  •  Соблюдение санитарно-гигиенических норм на уроке. Анализ работоспособности учащихся.
  •  Дисциплинированность, прилежание учащихся.
  •  Использование возможностей урока для развития у учащихся нравственных и эстетических чувств.
  •  Проявление учителем (учащимися) импровизации и находчивости.

Проблема контроля за организацией учителем педагогического процесса тесно связана с проблемой формирования у педагога рефлексивной деятельности, то есть умением посмотреть на себя как бы со стороны, «чужими» глазами, возможностью и желанием проводить самоконтроль и самооценку себя и своих педагогических решений. Как принято говорить в зарубежной педагогике и психологии, у учителя должен быть сформирован определенный «уровень озабоченности» состоянием дел в классе во время урока. И эта озабоченность, то есть стремление добиться успеха, становиться качеством не только учителя, но и школьников. В связи с обсуждаемой в статье проблемой интересны отдельные высказывания профессора Калифорнийского университета Лос-Анджелеса Медлин Хантер, которые она приводит в своей книге «Преподавательское мастерство. Как повысить эффективность обучения в начальной и средней школе, в колледжах и университетах»:

«Умеренная озабоченность стимулирует усилия к учебе. Когда нет озабоченности, ученик плохо занимается или вообще не занимается. Но когда озабоченность слишком велика, то на учебу вообще не остается энергии. Этот принцип далеко не нов. Вы пользуетесь им порой сами того не замечая, чисто интуитивно – повышаете или понижаете озабоченность учащихся:

А. Вы стоите рядом с учеником, который не участвует в уроке, и тем самым повышаете его беспокойство, или, наоборот, отходите от слишком озабоченного ученика, чтобы снизить уровень его беспокойства.

Б.  Вы грозно объявляете: «Эта тема будет в контрольной работе» или подбадриваете: «Этот раздел труден, но по мере его изучения вы почувствуете, что дело пошло».

В. Вы проводите контрольную работу и тут же даете правильные ответы, чтобы учащиеся могли проверить сами свои знания.

«Ощущение успеха – важнейший фактор, способствующий росту мотивации учащихся»

«Если учитель стремится к главной цели - повышению своего профессионального мастерства, то постепенно начинает замечать, что преподавательская деятельность доставляет ему удовольствие и пробуждает искренний интерес».

Март 2011 г. Елейникова И.В.

 
Не зарегистрирован

 

 

 

 

Электронный дневник школьника

 
 
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS