Сайт переехал на новый адрес:

http://www.garschool.ru/

Муниципальное Образовательное Бюджетное Учреждение

«Гарболовская средняя общеобразовательная школа»

 Всеволожский район Ленинградская область

Наш девиз: Знанием умножим славу и процветание Родины

garschool.wmsite.ru

Архив документов · Форум · Книга отзывов · Раздел пользователя · Задать вопрос · Карта сайта

         

 

Updated 20.03.2011   

Новости


17.03.11 

21.02.11 

21.02.11 

21.02.11 

24.06.10 

29.04.10 

 

Форум

 

 

☼ Прогноз погоды

Компетентностный подход

 

Компетентностный подход в образовании

 

Что такое компетентностный подход в современном образовании?

Компетентностный подход в образовании приобрел актуальность  в конце 20 в. Информатизированность общества влечет за собой быстрое устаревание знаний: полученные знания теряют свою значимость, востребованными становятся способности людей приобретать новые знания. Современная профессиональная деятельность, в том числе и педагогическая, предполагает расширенное владение инструментами интеллектуальной работы.

В «Концепции модернизации российского образования» впервые на уровне государственного документа было предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции.

Исследователи особое внимание обращают на то, что без ключевых компетенций невозможна деятельность современного человека в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информативной и прочих сферах.

В современном представлении компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить знание и действие, подходящее для решения проблемы.

Исследователи (В.А.Кальней, С.Е.Шишов, Э.Ф.Зеер) отмечают, что наиболее предпочтительными в системе образования в современных условиях являются следующие компетенции:

  • социальная компетенция – способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятиями и общества;
  • коммуникативная компетенция – владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Интернет;
  • социально-информационная компетенция – владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой в СМИ;
  • когнитивная компетенция – готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию;
  • специальная компетенция – подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда.

Данные компетенции помогают учителю регулировать конфликты ненасильственным путем; участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов; жить с людьми других культур, языков и религий; важны в профессиональной деятельности и общественной жизни. Они являются основой для профессионального совершенствования и самосовершенствования. Авторы обращают внимание на то, что компетенция не может быть определена через определенную сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит условиям (различным обстоятельствам).

Например, часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их в нужный момент, даже когда предоставляется такая возможность. Поэтому при обсуждении компетенций внимание должно обращаться на конкретные ситуации, в которых они проявляются. Непроявленная компетенция не является компетенцией, а относятся скорее к скрытой возможности. Таким образом, компетенция не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации. Она связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на конкретные условия конкретной деятельности.

Выделение перечня компетенций и их структуры неразрывно связано с содержанием образования, так как компетенции должны приобретаться молодыми людьми в процессе школьного обучения. Решение этой проблемы осуществляется при разработке содержания и структуры школьных программ.

Приобретение компетенций базируется на опыте, деятельности обучающихся. Эту точку зрения разделяют как отечественные, так и зарубежные специалисты (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже и др.). Например, чтобы научиться общению, бесполезно слушать научные доклады об общении – нужно общаться; нельзя научиться пользоваться компьютером, не прибегая к практике; нельзя наделить учащихся компетенциями, необходимыми для функционирования демократии в учебном заведении, управляемом авторитарно, где учащиеся и учителя не имеют возможности высказать свою точку зрения. Приобретение компетенций зависит от активности обучаемых.

Проектируемое на данной основе образование обеспечивает не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование, где компетенции ученика играют многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

 

Что такое «ключевая компетенция»?

Понятие «ключевые компетенции» было введено в начале 1990-х гг. Международной организацией труда в квалификационные требования к специалистам в системе последипломного образования, а уже с середины 1990-х гг. это понятие начинает определять требования к подготовке специалистов в профессиональной школе.

Под ключевыми компетенциями, по определению С.Е.Шишова, следует понимать межкультурные и межотраслевые знания, умения, способности, необходимые для адаптации в профессии и продуктивной профессиональной деятельности.

В отечественной педагогике в последнее время понятие «компетенция учащихся» используется также достаточно широко, особенно в контексте проблем, связанных с профессиональным образованием, профильной и предпрофильной подготовкой учащихся, а также в контексте оценки качества образования.

Э.Ф.Зеер (2003) понятию ключевая компетенция дает следующее определение: это процедурные знания и умения (знания в действии), а также способности, необходимые для успешной деятельности в конкретных ситуациях.

Е.В.Бондаревская (2003) определяет понятие «современные ключевые компетенции» как систему универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Проанализировав структуру компетентности, которая включает когнитивный, деятельностный и личностный компоненты, Е.В.Бондаревская дает следующее толкование понятия «ключевая компетенция»: это личностно осознаваемая, вошедшая в субъективный опыт, имеющая личностный смысл система знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, то есть может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем.

Особо значимым для нас является положение Е.В.Бондаревской о том, что компетенция – это личное достояние учащегося, поэтому наиболее успешное формирование компетенций может происходить только в образовательном процессе, ориентированном на личность.

Важным представляется положение о том, что ключевые компетенции – это личные цели ученика, личные смыслы его образования. Развертывание содержания образования вокруг ключевых компетенций, их включение в содержание – это и есть путь перехода от обезличенных, отчужденных от учеников «значений» к личностным смыслам, то есть пристрастному, ценностному отношению к знаниями. При этом качество содержания определяется не только его насыщенностью ключевыми компетенциями, но и его способностью запускать процессы личностного развития.

Таким образом, ключевая компетенция – это универсальная система знаний, умений, навыков, способностей, вошедшая в личностный опыт, которая обеспечивает качество или успех в деятельности при решении тех или иных жизненных проблем или ситуаций.

Следует подчеркнуть, что ключевая компетенция – это определяющая компетенция, потому что она соответствует условиям реализации, которые ни ограничены, ни слишком специфичны, но являются до определенной степени универсальными.

Совокупность ключевых компетенций авторы предлагают в виде списка действий:

  • Изучать:
    • уметь извлекать пользу из опыта;
    • организовывать взаимосвязь знаний и упорядочивать их;
    • организовывать свои собственные приемы обучения;
    • уметь решать проблемы;
    • самостоятельно заниматься своим обучением.
  • Искать:
    • запрашивать различные базы данных;
    • опрашивать окружение;
    • консультироваться у эксперта;
    • получать информацию;
    • уметь работать с документами и классифицировать их.
  • Думать:
    • организовать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
    • критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
    • уметь противостоять неуверенности и сложности;
    • занимать позицию в дискуссиях, формировать и формулировать свое собственное мнение;
    • видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
    • оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
    • уметь оценивать произведения искусства и литературы.
  • Сотрудничать:
    • уметь сотрудничать и работать в группе;
    • принимать решения;
    • улаживать разногласия и конфликты;
    • уметь договариваться;
    • уметь разрабатывать и выполнять контракты.
  • Приниматься за дело:
    • включаться в проект;
    • нести ответственность;
    • войти в группу или коллектив и вносить свой вклад в совместную деятельность;
    • доказывать солидарность;
    • уметь организовывать свою работу;
    • уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
  • Адаптироваться:
    • уметь использовать новые коммуникационные технологии для получения информации и коммуникации;
    • доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
    • показывать стойкость перед трудностями;
    • уметь находить новые решения.

 

Что такое «компетентность»?

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Т.е. быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт.

Под компетентностью понимается способность к осуществлению практических деятельностей, требующих наличия понятийной системы и, следовательно, понимания соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи. Способность как индивидуально-психологическая особенность личности – это действительно условие успешного выполнения определенной деятельности, но не единственное условие. Компетентность – не только индивидуально-психологическая особенность, но и общее качество, стандартизированное для многих индивидов, вводимое в качестве общей нормы.

Компетенция представляет собой некоторое заданное требование к образовательной подготовке ученика, а компетентность – уже состоявшееся его личностное качество (характеристика).

Основным объектом изучения основной школы является культура.

Культура – способы материальной и духовной деятельности, выработанные человечеством, которые могут быть усвоены личностью, стать ее достоянием. Выделяют следующие элементы человеческой культуры: знание о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности; опыт осуществления известных способов деятельности, который воплощен в умении и навыке; опыт творческой деятельности по решению новых проблем; опыт отношения к миру, друг к другу. Поэтому результатами деятельности школы являются ключевые компетентности.

 

Что такое «ключевая компетентность»?

Ключевые компетентности характеризуются следующими свойствами:

  • многофункциональность – позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни; ей необходимо овладеть для достижения важных целей и решения сложных задач в различных ситуациях; она требует значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.;
  • многомерность – включает различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), ноу-хау, а также здравый смысл.

Пока не представляется возможным определить полный перечень ключевых образовательных компетентностей. А.В.Хуторской выделяет семь ключевых компетентностей:

  • ценностно-смысловая компетентность – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения (эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом);
  • общекультурная компетентность – осведомленность ученика в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах, семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влияния на мир, эффективных способах организации свободного времени:
  • учебно-познавательная компетентность – готовность ученика к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания;
  • информационная компетентность – готовность учащегося самостоятельно работать с информацией из различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  • коммуникативная компетентность – знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе (ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.);
  • социально-трудовая компетентность – владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономике и права, в профессиональном самоопределении;
  • компетентность личностного самосовершенствования – готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

Ключевые компетентности позволяют воспроизвести мир в себе, познать социальные условия своего бытия. Они начинают формироваться в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе, продолжают развитие не только в основной и старшей школе, но и в профессиональном учебному заведении.

Главным критерием, по которому можно судить о сформированности ключевых компетенций, является успешность субъекта во взаимодействии с самим собой и другими при разрешении жизненно важных проблем.

Компетентностный подход нацелен на усиление практической ориентации и инструментальной направленности общего среднего образования. Компетенции (особенно ключевые) не могут генерироваться в процессе традиционного обучения на предметно-содержательном уровне. Их «строительство» происходит путем систематического интегрирования в целостный образовательный процесс. При этом используются различные методы: позитивного совершения ошибок; творчески-проблемный; обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие (взаимодействие с внешним миром); исследование ролевых моделей; презентация идей и др. Компетенции закладываются в образовательный процесс посредством технологий (проектного обучения, коммуникативно-диалоговых, модульного обучения, обучения в сотрудничестве и др.), содержания, типа взаимодействия между учителем и обучающимися и между самими обучающимися. Осуществляя данный подход можно подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.

 

Какие компетенции составляют профессиональную компетентность учителя?

Компетенция учителя – совокупность прав, обязанностей специалиста, область профессиональных задач, которые он уполномочен решать. Компетенция специалиста определяется уставами, нормативными документами организации или предприятия и отражается в должностной инструкции.

Профессиональная компетентность учителя – важное условие становления и развития педагогического мастерства, она образует содержание педагогической профессиональной культуры. Она представляет собой интегральную характеристику, определяющую способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Способность в данном случае понимается не как предрасположенность, а как умение, как условие успешного выполнения определенного вида деятельности. Компетентность всегда проявляется в деятельности.

Для российской педагогики понятия «компетенция» и «компетентность» являются относительно новыми, и часто в педагогическом лексиконе они употребляются как синонимы.

Принимая  понятия «компетенция» и «компетентность» в качестве терминов, научно-педагогические сообщества европейских стран не придают им слишком широкого значения. Наряду с этими понятиями сохраняются и такие более используемые термины, как «квалификация», «профессионализм», «способности» и др.

До недавнего времени феномен компетентности чаще связывался со сферой профессионального образования. Компетентность не тождественна «прохождению курса», а связана с некоторыми дополнительными предпосылками развития специалиста, его собственным творческим потенциалом и качеством образования, которое он получил.

Компетентность – совокупность качеств личности и профессиональных знаний, умений и навыков. Понятие профессиональной компетентности учителя является совокупностью перечисленных ниже профессионально-педагогических компетенций, обеспечивающих готовность специалиста к профессиональной деятельности.

Базовыми компетенциями учителя являются:

  • социально-психологическая (готовность решать профессиональные задачи);
  • коммуникативная;
  • психолого-педагогическая;
  • методологическая;
  • предметная компетенция в сфере учительской специальности;
  • готовность к профессиональной самореализации.

Март 2011 г. Елейникова И.В.

 
Не зарегистрирован

 

 

 

 

Электронный дневник школьника

 
 
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS